Содержание

Комментарии к разметке от экспертов ИРЯ РАН

Орфография

Маловероятные типы ошибок, которые лучше не размечать, а оставлять под опечатки

Слова, написание которых проверяется по словарю

Примеры слов, для которых нужно создавать общую ошибку: пространство, настоящее, функция, только, праздник, федеральный, министерство, Россия, россияне, посетить, посетитель, персонализация, уровень, аудитория, представить, представлена, информация, создавать, создать, место, превратить, постоянно, совершенствуется, направление, последний, энергетика, цифровизация, добиться.

Объяснение написания исходя из состояния современного языка, а не исторических фактов

Расширение пояснений для некоторых категорий

  1. Объяснение написания суффиксов глагольных форм с упоминанием спряжения. Примеры:
    • продолжеть — В глаголах II спряжения выделяется суффикс -и-: продолжить.
    • двиготься — В глаголах I спряжения выделяется суффикс -а- или -е-, который имеет общее значение действия. Этот суффикс сохраняется в разных глагольных формах (работать, работаю, работал; двигать, двигаю, двигал). Глагольного суффикса -о- в русском языке не существует.
  2. Объяснение написания окончаний существительных и прилагательных с их упоминанием. Примеры:
    • профектоф — Окончания существительных мужского рода множественного числа родительного падежа – -ов/-ев. На конце форм родительного падежа…
    • социальныи — Прилагательные и причастия множественного числа именительного и винительного падежа имеют окончания -ые/-ие (окончание -ые характерно для прилагательных с основой на твёрдый согласный). На месте безударного конечного…
    • последнех — Окончание прилагательных множественного числа родительного падежа с основой на мягкий согласный – -их. Написание буквы и на месте безударного гласного в падежных окончаниях…
    • управленцов — Окончания существительных мужского рода множественного числа родительного падежа – -ов/-ев. В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е, ср.: управленцев – отцо́в (форма родительного падежа множественного числа существительных мужского рода 2-го склонения).
    • связе — Окончание существительных 3-го склонения женского рода единственного числа в родительном падеже – . Написание буквы и на месте безударного гласного в падежных окончаниях существительных проверяется подбором…
    • самореализацие— Существительные женского рода на -ия в родительном, дательном и предложном падеже единственного числа имеют окончание , а не , например: самореализация – в самореализации.
  3. Объяснение написания слов на «-ий, -ия, -ие» с упоминанием основы на [j]. Примеры:
    • образованея/образованяя — В существительных на -ий, -ия, -ие безударный гласный звук обозначается буквой и, например: гением, в армии, соединение. Основа на [j] (в формах множественного числа родительного падежа проявляется в виде -й-) графически оканчивается на . При словоизменении основа обычно остаётся неизменной, поэтому пишется и.
  4. Объяснение отсутствия мягкого знака. Примеры:
    • улучьшитьЧ — всегда мягкий согласный, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Мягкий знак может писаться в некоторых грамматических формах: на конце слова в инфинитивах (зажечь), наречиях (навзничь) и существительных (дочь).
  5. Объяснение написания приставки пере-. Примеры:
    • перисмотреть/пиресмотреть/пирисмотреть — В глаголе выделяется приставка пере-, которая передаёт значение 'повторение действия заново, ещё раз или иначе'. Первая е в приставке может быть проверена подбором другого слова с той же приставкой, в которой гласный стоит под ударением, например: пе́репись. [Часть про приставку пери- лучше убрать: в лингвистике нет единого мнения относительно её статуса (кто-то относит к начальной части сложных слов), а также встречается она в специфических словах (терминах иноязычного происхождения).]
  6. Объяснение написания и после ц. Примеры:
    • цыфровой — В корнях заимствованных слов после ц в безударной позиции пишется буква и, например: цирк, циклон, цигейка, резолюция. [т. к. в ударной может писаться е, напр., центр, центнер].

Объяснение написания приставок и суффиксов на примерах с теми же словообразовательными значениями, с теми же частями речи

Объяснение написания окончаний на примерах с теми же частями речи

Последовательность в добавлении ошибок к словам с однотипными орфограммами

Разделение ошибок в глаголах с «тс/тьс»

Примеры двух ошибок для одного слова:

Варианты форм сказуемого при подлежащем — количественно-именном сочетании

Правило на множественное/единственное число сказуемого при подлежащем, выраженном числительным, чаще рекомендательное (а если и проверяется, то относится к стилистике), поэтому в нашем случае лучше относить альтернативную форму к допустимым вариантам, если в конкретном проекте не требуется иное. Примеры:

Пунктуация

  1. Не допускать варианты постановки восклицательных знаков или многоточий, если предложения сугубо повествовательные.
  2. Последовательно закладывать ошибочные пунктуационные знаки на пробелы. Желательно добавлять в качестве ошибочных сразу все знаки, а не выборочно запятые (если ТЗ в конкретном проекте не требует иного). Но при этом обращать внимание на формулировку в пояснении: если там есть слова «запятая не ставится», то лучше изменить её на более общую — «знаки препинания не ставятся» (тогда не будет противоречия, что пишущий поставил, допустим, тире, а в пояснении речь про запятую).