Комментарии к разметке от экспертов ИРЯ РАН

Маловероятные типы ошибок, которые лучше не размечать, а оставлять под опечатки

  • ошибки, связанные с абсолютизацией редукции и заменами и-я-е-ы: формирование → формярование, изменить → езменить/язменить/ызменить/измянить; совершенствуется → совершенствуятся, течение → теченяе, подтверждается → подтвярждается;
  • ошибки, вызванные гиперкоррекцией по мягкости/звонкости: говорят → говоряд, объединяет → объединяед, рождение → рошдение, городе → гороте;
  • ошибки, связанные с неотражением на письме мягкости: культурный → културный/культуръный, кардинально → кардинално/кардиналъно, реальность → реалность/реалъность, профессиональных → профессионалъных, петь → пет, пятнадцать → пятнадцат, жизнь → жизн;
  • ошибки в некоторых окончаниях прилагательных: многоуровневая → многоуровневаи/многоуровневае, настоящее → настоящеи, социальный → социальний, первую → первуйю/первуйу, популярными → популярнымя;
  • прочее: на → но, за → зо, создана → создано, ста → зта, четвёртого → четвьортого.

Слова, написание которых проверяется по словарю

Примеры слов, для которых нужно создавать общую ошибку: пространство, настоящее, функция, только, праздник, федеральный, министерство, Россия, россияне, посетить, посетитель, персонализация, уровень, аудитория, представить, представлена, информация, создавать, создать, место, превратить, постоянно, совершенствуется, направление, последний, энергетика, цифровизация, добиться.

Объяснение написания исходя из состояния современного языка, а не исторических фактов

  • в словах постоянно и пространство приставка давно не выделяется, написание проверяется по словарю;
  • написание совершенствуется не объясняется через слово верх, в СРЯ эти слова не связаны;
  • слова праздник и праздный сейчас не являются родственными;
  • в слове посетитель не выделяется приставка, а суффикс -тель проверяется по словарю;
  • в слове очередь сейчас не выделяется приставка о-, поэтому в пояснении, где проверяется написание приставки через аналогичную ударную, нужно подбирать слово с однозначной приставкой (например, опись);
  • Благодаря и благо уже не являются однокоренными, первое — словарное слово;
  • слово уровень родственно и «ровный», и «равный», но сегодня проверяется по словарю);
  • в слове граждане часть -ан — это не суффикс, а корень;
  • в слове развитие корень разви-, проверяется по словарю;
  • суффикс -ость в словах типа «должность» проверяется по словарю (в русском языке нет суффиксов -асть, -осьть, -озть).

Расширение пояснений для некоторых категорий

  1. Объяснение написания суффиксов глагольных форм с упоминанием спряжения. Примеры:
    • продолжеть — В глаголах II спряжения выделяется суффикс -и-: продолжить.
    • двиготься — В глаголах I спряжения выделяется суффикс -а- или -е-, который имеет общее значение действия. Этот суффикс сохраняется в разных глагольных формах (работать, работаю, работал; двигать, двигаю, двигал). Глагольного суффикса -о- в русском языке не существует.
  2. Объяснение написания окончаний существительных и прилагательных с их упоминанием. Примеры:
    • профектоф — Окончания существительных мужского рода множественного числа родительного падежа – -ов/-ев. На конце форм родительного падежа…
    • социальныи — Прилагательные и причастия множественного числа именительного и винительного падежа имеют окончания -ые/-ие (окончание -ые характерно для прилагательных с основой на твёрдый согласный). На месте безударного конечного…
    • последнех — Окончание прилагательных множественного числа родительного падежа с основой на мягкий согласный – -их. Написание буквы и на месте безударного гласного в падежных окончаниях…
    • управленцов — Окончания существительных мужского рода множественного числа родительного падежа – -ов/-ев. В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е, ср.: управленцев – отцо́в (форма родительного падежа множественного числа существительных мужского рода 2-го склонения).
    • связе — Окончание существительных 3-го склонения женского рода единственного числа в родительном падеже – . Написание буквы и на месте безударного гласного в падежных окончаниях существительных проверяется подбором…
    • самореализацие— Существительные женского рода на -ия в родительном, дательном и предложном падеже единственного числа имеют окончание , а не , например: самореализация – в самореализации.
  3. Объяснение написания слов на «-ий, -ия, -ие» с упоминанием основы на [j]. Примеры:
    • образованея/образованяя — В существительных на -ий, -ия, -ие безударный гласный звук обозначается буквой и, например: гением, в армии, соединение. Основа на [j] (в формах множественного числа родительного падежа проявляется в виде -й-) графически оканчивается на . При словоизменении основа обычно остаётся неизменной, поэтому пишется и.
  4. Объяснение отсутствия мягкого знака. Примеры:
    • улучьшитьЧ — всегда мягкий согласный, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Мягкий знак может писаться в некоторых грамматических формах: на конце слова в инфинитивах (зажечь), наречиях (навзничь) и существительных (дочь).
  5. Объяснение написания приставки пере-. Примеры:
    • перисмотреть/пиресмотреть/пирисмотреть — В глаголе выделяется приставка пере-, которая передаёт значение 'повторение действия заново, ещё раз или иначе'. Первая е в приставке может быть проверена подбором другого слова с той же приставкой, в которой гласный стоит под ударением, например: пе́репись. [Часть про приставку пери- лучше убрать: в лингвистике нет единого мнения относительно её статуса (кто-то относит к начальной части сложных слов), а также встречается она в специфических словах (терминах иноязычного происхождения).]
  6. Объяснение написания и после ц. Примеры:
    • цыфровой — В корнях заимствованных слов после ц в безударной позиции пишется буква и, например: цирк, циклон, цигейка, резолюция. [т. к. в ударной может писаться е, напр., центр, центнер].

Объяснение написания приставок и суффиксов на примерах с теми же словообразовательными значениями, с теми же частями речи

  • участник: написание суффикса -ник нужно пояснять примером шутник, а не цветник;
  • ступенчатая: написание суффикса -чат нужно пояснять примером брусчатый, а не взрывчатка;
  • настойчивый: написание приставки на- нужно запомнить, а не проверять словом наледь.
  • задуматься и под.: написание приставки за- можно объяснять глагольными формами замер, задал (а не запись).

Объяснение написания окончаний на примерах с теми же частями речи

  • новыме и под.: написание окончания -ыми нужно пояснять примерами с прилагательными (большими, славными), а не существительными, т. е. О.67, О.33 Буква и пишется на конце форм творительного падежа множественного числа прилагательных в окончании -ими (-ыми): большими, славными. Окончание прилагательных с основой на твёрдый согласный – -ыми.

Последовательность в добавлении ошибок к словам с однотипными орфограммами

  • если для слова реализация часть -изация (с суффиксом -из) проверяется по словарю, то и для цифровизация — тоже, для обоих слов на эту орфограмму закладывается равное количество ошибок (например, с пояснением «О.43Написание буквы суффикса -из- относится к числу непроверяемых и устанавливается по словарю»);
  • если слова словарные, то не нужно добавлять отдельные ошибки с описанием типа «суффикс/приставка/буквосочетание в этом слове проверяется по словарю», поскольку «общая ошибка» покрывает случаи, которые устанавливаются только словарно (если в конкретном ТЗ проекта не требуется иной подсчёт ошибок).

Разделение ошибок в глаголах с «тс/тьс»

Примеры двух ошибок для одного слова:

  • написание тс: общаюца/общаюцца/общаютца/общаютсаО.85 На стыке окончания -ют 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса -ся пишется буквенное сочетание тс. Возвратная частица -ся в глаголах пишется слитно и не меняется в написании.
  • написание ь: общаютьсяО.31, О.85 На стыке окончания -ют 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса -ся пишется буквенное сочетание тс.

Варианты форм сказуемого при подлежащем — количественно-именном сочетании

Правило на множественное/единственное число сказуемого при подлежащем, выраженном числительным, чаще рекомендательное (а если и проверяется, то относится к стилистике), поэтому в нашем случае лучше относить альтернативную форму к допустимым вариантам, если в конкретном проекте не требуется иное. Примеры:

  • «59 участников верят…» (допустимый вариант — «верит»). Пояснение: «При подлежащем, имеющем в составе количественное числительное, сказуемое обычно ставится во множественном числе». Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию, §184.
  • «более 76% процентов жителей уверены…» (допустимый вариант — «уверено»). Пояснение: «При обозначении приблизительного количества (путём вставки слов около, свыше, больше, меньше и т. п.) сказуемое может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа (второй способ согласования встречается чаще)».
  1. Не допускать варианты постановки восклицательных знаков или многоточий, если предложения сугубо повествовательные.
  2. Последовательно закладывать ошибочные пунктуационные знаки на пробелы. Желательно добавлять в качестве ошибочных сразу все знаки, а не выборочно запятые (если ТЗ в конкретном проекте не требует иного). Но при этом обращать внимание на формулировку в пояснении: если там есть слова «запятая не ставится», то лучше изменить её на более общую — «знаки препинания не ставятся» (тогда не будет противоречия, что пишущий поставил, допустим, тире, а в пояснении речь про запятую).
  • /opt/bitnami/dokuwiki/data/pages/reglament/russian/expert_review.txt
  • Последнее изменение: 2023/05/05 06:38
  • arina_lukash