reglament:russian:expert_review

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
reglament:russian:expert_review [2023/04/18 07:34]
arina_lukash [Орфография]
reglament:russian:expert_review [2023/05/05 06:38] (текущий)
arina_lukash
Строка 3: Строка 3:
 ===== Орфография ===== ===== Орфография =====
  
-**Маловероятные типы ошибок**, которые лучше не размечать, а оставлять под опечатки:+=== Маловероятные типы ошибок, которые лучше не размечать, а оставлять под опечатки ===
   * ошибки, связанные с абсолютизацией редукции и заменами //и-я-е-ы//: //формирование → формярование, изменить → езменить/язменить/ызменить/измянить; совершенствуется → совершенствуятся, течение → теченяе, подтверждается → подтвярждается//;   * ошибки, связанные с абсолютизацией редукции и заменами //и-я-е-ы//: //формирование → формярование, изменить → езменить/язменить/ызменить/измянить; совершенствуется → совершенствуятся, течение → теченяе, подтверждается → подтвярждается//;
   * ошибки, вызванные гиперкоррекцией по мягкости/звонкости: //говорят → говоряд, объединяет → объединяед, рождение → рошдение, городе → гороте//;   * ошибки, вызванные гиперкоррекцией по мягкости/звонкости: //говорят → говоряд, объединяет → объединяед, рождение → рошдение, городе → гороте//;
Строка 10: Строка 10:
   * прочее: //на → но, за → зо, создана → создано, ста → зта, четвёртого → четвьортого//.   * прочее: //на → но, за → зо, создана → создано, ста → зта, четвёртого → четвьортого//.
  
-**Слова, написание которых проверяется по словарю**, для них нужно оставлять общую ошибку: //пространство, настоящее, функция, только, праздник, федеральный, министерство, Россия, россияне, посетить, посетитель, персонализация, уровень, аудитория, представить, представлена, информация, создавать, создать, место, превратить, постоянно, совершенствуется, направление, последний, энергетика, цифровизация, добиться.//+=== Слова, написание которых проверяется по словарю === 
 +Примеры слов, для которых нужно создавать общую ошибку: //пространство, настоящее, функция, только, праздник, федеральный, министерство, Россия, россияне, посетить, посетитель, персонализация, уровень, аудитория, представить, представлена, информация, создавать, создать, место, превратить, постоянно, совершенствуется, направление, последний, энергетика, цифровизация, добиться.//
  
-**Объяснять написания исходя из состояния современного языка, а не исторических фактов**. Примеры:+=== Объяснение написания исходя из состояния современного языка, а не исторических фактов ===
   * в словах //постоянно// и //пространство// приставка давно не выделяется, написание проверяется по словарю;   * в словах //постоянно// и //пространство// приставка давно не выделяется, написание проверяется по словарю;
   * написание //совершенствуется// не объясняется через слово //верх//, в СРЯ эти слова не связаны;   * написание //совершенствуется// не объясняется через слово //верх//, в СРЯ эти слова не связаны;
   * слова //праздник// и //праздный// сейчас не являются родственными;   * слова //праздник// и //праздный// сейчас не являются родственными;
   * в слове //посетитель// не выделяется приставка, а суффикс //-тель// проверяется по словарю;   * в слове //посетитель// не выделяется приставка, а суффикс //-тель// проверяется по словарю;
-  * в слове //очередь// сейчас не выделяется приставка //о-//, поэтому в пояснении, где проверяется написание приставки через аналогичную ударную нужно подбирать слово с однозначной приставкой (например, //**о**пись//) +  * в слове //очередь// сейчас не выделяется приставка //о-//, поэтому в пояснении, где проверяется написание приставки через аналогичную ударнуюнужно подбирать слово с однозначной приставкой (например, //**о**пись//); 
-  * //Благодаря// и //благо// уже не являются однокоренными, первое — словарное слово +  * //Благодаря// и //благо// уже не являются однокоренными, первое — словарное слово; 
-  * слово //уровень// родственно и "ровный" и "равный", но сегодня проверяется по словарю ([[https://orfo.ruslang.ru/rules/rule/5]]). +  * слово //уровень// родственно и "ровный"и "равный", но сегодня проверяется [[https://orfo.ruslang.ru/rules/rule/5|по словарю]]); 
-  * в слове //граждане// часть //-ан// — это не суффикс, а корень. +  * в слове //граждане// часть //-ан// — это не суффикс, а корень; 
-  * в слове //развитие// корень //разви-//; слово проверяется по словарю.+  * в слове //развитие// корень //разви-//, проверяется по словарю; 
 +  * суффикс //-ость// в словах типа "должность" проверяется по словарю (в русском языке нет суффиксов //-асть, -осьть, -озть//).
  
-**При объяснении написания суффиксов глагольных форм упоминать спряжение.** Примеры: +=== Расширение пояснений для некоторых категорий ===  
-  * продолжеть --> В глаголах II спряжения выделяется суффикс //-и-//: //продолж**и**ть//+  - Объяснение написания суффиксов глагольных форм с упоминанием спряжения. Примеры: 
-  * двиготься --> В глаголах I спряжения выделяется суффикс //-а-// или //-е-//, который имеет общее значение действия. Этот суффикс сохраняется в разных глагольных формах (//работ**а**ть, работ**а**ю, работ**а**л; двиг**а**ть, двиг**а**ю, двиг**а**л//). Глагольного суффикса //-о-// в русском языке не существует. +    //продолж**е**ть// — В глаголах II спряжения выделяется суффикс //-и-//: //продолж**и**ть//
-  * повысеть --> Безударный гласный звук в глаголе II спряжения обозначается буквой //**и**//.+    //двиг**о**ться// — В глаголах I спряжения выделяется суффикс //-а-// или //-е-//, который имеет общее значение действия. Этот суффикс сохраняется в разных глагольных формах (//работ**а**ть, работ**а**ю, работ**а**л; двиг**а**ть, двиг**а**ю, двиг**а**л//). Глагольного суффикса //-о-// в русском языке не существует. 
 +  - Объяснение написания окончаний существительных и прилагательных с их упоминанием. Примеры: 
 +    //профекто**ф**// — Окончания существительных мужского рода множественного числа родительного падежа – //-ов/-ев//. На конце форм родительного падежа... 
 +    * //социальны**и**// —  Прилагательные и причастия множественного числа именительного и винительного падежа имеют окончания //-ые/-ие// (окончание //-ые// характерно для прилагательных с основой на твёрдый согласный). На месте безударного конечного... 
 +    * //последн**ех**// — Окончание прилагательных множественного числа родительного падежа с основой на мягкий согласный – //-их//. Написание буквы //и// на месте безударного гласного в падежных окончаниях... 
 +    * //управленц**ов**// — Окончания существительных мужского рода множественного числа родительного падежа – //-ов/-ев//. В окончаниях существительных после шипящих и //**ц**// под ударением пишется //о//, без ударения – //е//, ср.: //управленц__е__в – отц**о́**в// (форма родительного падежа множественного числа существительных мужского рода 2-го склонения). 
 +    * //связ**е**// — Окончание существительных 3-го склонения женского рода единственного числа в родительном падеже – //-и//. Написание буквы и на месте безударного гласного в падежных окончаниях существительных проверяется подбором...  
 +    * //самореализаци**е**//— Существительные женского рода на //-ия// в родительном, дательном и предложном падеже единственного числа имеют окончание //-и//, а не //-е//, например: //самореализация – в самореализаци**и**//
 +  - Объяснение написания слов на "-ий, -ия, -ие" с упоминанием основы на [j]. Примеры: 
 +    * //образован**е**я/образован**я**я// — В существительных на //-ий, -ия, -ие// безударный гласный звук обозначается буквой //**и**//, например: //ген**и**ем, в арм**и**и, соединен**и**е//. Основа на **[j]** (в формах множественного числа родительного падежа проявляется в виде //-й-//) графически оканчивается на //-и//. При словоизменении основа обычно остаётся неизменной, поэтому пишется //и//. 
 +  - Объяснение отсутствия мягкого знака. Примеры: 
 +    * //улу**чьш**ить// — **//Ч//** — всегда мягкий согласный, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Мягкий знак может писаться в некоторых грамматических формах: на конце слова в инфинитивах (//зажечь//), наречиях (//навзничь//) и существительных (//дочь//). 
 +  - Объяснение написания приставки //пере-//. Примеры: 
 +    * //**пери**смотреть/**пире**смотреть/**пири**смотреть// — В глаголе выделяется приставка //пере-//, которая передаёт значение 'повторение действия заново, ещё раз или иначе'. Первая //**е**// в приставке может быть проверена подбором другого слова с той же приставкой, в которой гласный стоит под ударением, например: //п**е́**репись//. [Часть про приставку //пери-// лучше убрать: в лингвистике нет единого мнения относительно её статуса (кто-то относит к начальной части сложных слов), а также встречается она в специфических словах (терминах иноязычного происхождения).] 
 +  - Объяснение написания //**и**// после //**ц**//. Примеры: 
 +    * //ц**ы**фровой// — В корнях заимствованных слов после //**ц**// __в безударной позиции__ пишется буква //**и**//, например: //цирк, циклон, цигейка, резолюция//. [т. к. в ударной может писаться //**е**//, напр., //центр, центнер//].
  
-**Объяснять написания приставок и суффиксов на примерах с //теми же// словообразовательными значениями**. Примеры:+=== Объяснение написания приставок и суффиксов на примерах с теми же словообразовательными значениями, с теми же частями речи ===
   * //участник//: написание суффикса //-ник// нужно пояснять примером //шутник//, а не //цветник//;   * //участник//: написание суффикса //-ник// нужно пояснять примером //шутник//, а не //цветник//;
   * //ступенчатая//: написание суффикса //-чат// нужно пояснять примером //брусчатый//, а не //взрывчатка//;   * //ступенчатая//: написание суффикса //-чат// нужно пояснять примером //брусчатый//, а не //взрывчатка//;
   * //настойчивый//: написание приставки //на-// нужно запомнить, а не проверять словом //наледь//.   * //настойчивый//: написание приставки //на-// нужно запомнить, а не проверять словом //наледь//.
 +  * //задуматься// и под.: написание приставки //за-// можно объяснять глагольными формами //замер, задал// (а не //запись//).
  
-**Выдерживать последовательность в добавлении ошибок к слов с однотипными орфограммами.** Примеры: +=== Объяснение написания окончаний на примерах с теми же частями речи === 
-  * если для слова //реализация// часть //-изация// (с суффиксом //-из//проверяется по словарю, то и для //цифровизация// — тоже, для обоих слов на эту орфограмму закладывается равное количество ошибок (например, одна общая, поскольку это словарные слова).; +  * //новым**е**// и под.: написание окончания //-ыми// нужно пояснять примерами с прилагательными (//большими, славными//), а не существительными, т. е. ''О.67, О.33'' Буква //**и**// пишется на конце форм творительного падежа множественного числа прилагательных в окончании //-ими (-ыми)//: //большим**и**, славным**и**//. Окончание прилагательных с основой на твёрдый согласный – //-ыми//.
-  * если слова словарные, то не нужно добавлять отдельные ошибки с описанием типа "суффикс/приставка/буквосочетание в этом слове проверяется по словарю", поскольку "общая ошибка" покрывает случаи, которые устанавливаются только словарно+
  
-*азделять ошибки в глаголах с //тс/тьс//**:+=== Последовательность в добавлении ошибок к словам с однотипными орфограммами ===  
 +  если для слова //реализация// часть //-изация// (с суффиксом //-из//) проверяется по словарю, то и для //цифровизация// — тоже, для обоих слов на эту орфограмму закладывается равное количество ошибок (например, с пояснением "''О.43''Написание буквы суффикса //-из-// относится к числу непроверяемых и устанавливается по словарю"); 
 +  * если слова словарные, то не нужно добавлять отдельные ошибки с описанием типа "суффикс/приставка/буквосочетание в этом слове проверяется по словарю", поскольку "общая ошибка" покрывает случаи, которые устанавливаются только словарно (если в конкретном ТЗ проекта не требуется иной подсчёт ошибок).  
 + 
 +=== Разделение ошибок в глаголах с «тс/тьс» ===  
 +Примеры двух ошибок для одного слова:
   * написание //тс//: //общаюца/общаюцца/общаютца/общаютса// — ''О.85'' На стыке окончания //-ют// 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса //-ся// пишется буквенное сочетание //**тс**//. Возвратная частица //-ся// в глаголах пишется слитно и не меняется в написании.   * написание //тс//: //общаюца/общаюцца/общаютца/общаютса// — ''О.85'' На стыке окончания //-ют// 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса //-ся// пишется буквенное сочетание //**тс**//. Возвратная частица //-ся// в глаголах пишется слитно и не меняется в написании.
-  * написание //ь//: //общаються// — ''О.31;О.85'' На стыке окончания //-ют// 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса //-ся// пишется буквенное сочетание //**тс**//.+  * написание //ь//: //общаються// — ''О.31О.85'' На стыке окончания //-ют// 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса //-ся// пишется буквенное сочетание //**тс**//.
  
-**Варианты форм сказуемого при подлежащем числительном**\\  +=== Варианты форм сказуемого при подлежащем — количественноменном сочетании ===  
-Правило на множественное/единственное число при подлежащем числительном рекомендательное (а если и проверяется, то относится к стилистике), поэтому в нашем случае лучше относить альтернативную форму к допустимым вариантам. Примеры:+Правило на множественное/единственное число сказуемого при подлежащем, выраженном числительным, чаще рекомендательное (а если и проверяется, то относится к стилистике), поэтому в нашем случае лучше относить альтернативную форму к допустимым вариантам, если в конкретном проекте не требуется иное. Примеры:
   * "59 участников верят..." (допустимый вариант — "верит"). Пояснение: "При подлежащем, имеющем в составе количественное числительное, сказуемое обычно ставится во множественном числе". [[https://orfogrammka.ru/OGL02/70091268.html#id-43%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC-%C2%A7184%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BC%C2%A0%E2%80%93%C2%A0%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5|Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию, §184]].   * "59 участников верят..." (допустимый вариант — "верит"). Пояснение: "При подлежащем, имеющем в составе количественное числительное, сказуемое обычно ставится во множественном числе". [[https://orfogrammka.ru/OGL02/70091268.html#id-43%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC-%C2%A7184%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BC%C2%A0%E2%80%93%C2%A0%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5|Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию, §184]].
 +  * "более 76% процентов жителей уверены..." (допустимый вариант — "уверено"). Пояснение: "При обозначении приблизительного количества (путём вставки слов //около, свыше, больше, меньше// и т. п.) сказуемое может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа (второй способ согласования встречается чаще)".
  
 ===== Пунктуация ===== ===== Пунктуация =====
  
-  - Не допускать варианты постановки восклицательных знаков или многоточий, если предложения сугубо повествовательные по характеру+  - Не допускать варианты постановки восклицательных знаков или многоточий, если предложения сугубо повествовательные. 
-  - Последовательно закладывать в ошибки на пробелы все пунктуационные знаки роме верных), а не выборочно только запятые, например.+  - Последовательно закладывать ошибочные пунктуационные знаки на пробелы. Желательно добавлять в качестве ошибочных сразу все знаки, а не выборочно запятые (если ТЗ в конкретном проекте не требует иного). Но при этом обращать внимание на формулировку в пояснении: если там есть слова "**запятая** не ставится"то лучше изменить её на более общую — "знаки препинания не ставятся" (тогда не будет противоречия, что пишущий поставил, допустим, тире, а в пояснении речь про запятую).
  
  • /opt/bitnami/dokuwiki/data/attic/reglament/russian/expert_review.1681803255.txt.gz
  • Последнее изменение: 2023/04/18 07:34
  • arina_lukash