Это старая версия документа!
Комментарии к разметке от экспертов ИРЯ РАН
Орфография
Маловероятные типы ошибок, которые лучше не размечать, а оставлять под опечатки:
- ошибки, связанные с абсолютизацией редукции и заменами и-я-е-ы: формирование → формярование, изменить → езменить/язменить/ызменить/измянить; совершенствуется → совершенствуятся, течение → теченяе, подтверждается → подтвярждается;
- ошибки, вызванные гиперкоррекцией по мягкости/звонкости: говорят → говоряд, объединяет → объединяед, рождение → рошдение, городе → гороте;
- ошибки, связанные с неотражением на письме мягкости: культурный → културный/культуръный, кардинально → кардинално/кардиналъно, реальность → реалность/реалъность, профессиональных → профессионалъных, петь → пет, пятнадцать → пятнадцат, жизнь → жизн;
- ошибки в некоторых окончаниях прилагательных: многоуровневая → многоуровневаи/многоуровневае, настоящее → настоящеи, социальный → социальний, первую → первуйю/первуйу, популярными → популярнымя;
- прочее: на → но, за → зо, создана → создано, ста → зта, четвёртого → четвьортого.
Слова, написание которых проверяется по словарю, для них нужно оставлять общую ошибку: пространство, настоящее, функция, только, праздник, федеральный, министерство, Россия, россияне, посетить, посетитель, персонализация, уровень, аудитория, представить, представлена, информация, создавать, создать, место, превратить, постоянно, совершенствуется, направление, последний, энергетика, цифровизация, добиться.
Объяснять написания исходя из состояния современного языка, а не исторических фактов. Примеры:
- в словах постоянно и пространство приставка давно не выделяется, написание проверяется по словарю;
- написание совершенствуется не объясняется через слово верх, в СРЯ эти слова не связаны;
- слова праздник и праздный сейчас не являются родственными;
- в слове посетитель не выделяется приставка, а суффикс -тель проверяется по словарю;
- в слове очередь сейчас не выделяется приставка о-, поэтому в пояснении, где проверяется написание приставки через аналогичную ударную нужно подбирать слово с однозначной приставкой (например, окрик).
Объяснять написания приставок и суффиксов на примерах с теми же словообразовательными значениями. Примеры:
- участник: написание суффикса -ник нужно пояснять примером шутник, а не цветник;
- ступенчатая: написание суффикса -чат нужно пояснять примером брусчатый, а не взрывчатка;
- настойчивый: написание приставки на- нужно запомнить, а не проверять словом наледь.
Выдерживать последовательность в добавлении ошибок к слов с однотипными орфограммами. Примеры:
- если для слова реализация часть -изация (с суффиксом -из) проверяется по словарю, то и для цифровизация — тоже, для обоих слов на эту орфограмму закладывается равное количество ошибок (например, одна общая, поскольку это словарные слова).;
- если слова словарные, то не нужно добавлять отдельные ошибки с описанием типа «суффикс/приставка/буквосочетание в этом слове проверяется по словарю», поскольку «общая ошибка» покрывает случаи, которые устанавливаются только словарно.
Разделять ошибки в глаголах с тс/тьс:
- написание тс: общаюца/общаюцца/общаютца/общаютса —
О.85
На стыке окончания -ют 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса -ся пишется буквенное сочетание тс. Возвратная частица -ся в глаголах пишется слитно и не меняется в написании. - написание ь: общаються —
О.31;О.85
На стыке окончания -ют 3-го лица множественного числа настоящего времени и возвратного суффикса -ся пишется буквенное сочетание тс.
Пунктуация
- Не допускать варианты постановки восклицательных знаков или многоточий, если предложения сугубо повествовательные по характеру.
- Последовательно закладывать в ошибки на пробелы все пунктуационные знаки (кроме верных), а не выборочно только запятые, например.